Среда, 12.12.2018, 08:36
TurboLife
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » DJ's » Делаем музыку » Мастеринг (для чайников)
Мастеринг
EurODanCerДата: Понедельник, 14.01.2008, 05:25 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 0
Статус: Offline
Эквализация "вообще"

Когда вы приступаете к микшированию песни, первый ваш шаг — эквализация каждого инструмента в отдельности. Наиболее распространенная ошибка, присущая неопытным звукорежиссерам — это включение эквалайзера до того, как они услышат само звучание того, что они собираются эквализировать.
Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать!
Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе не "ломает" — не разрушайте его.
Вырезание "мутной" нижней середины (100-800 Hz): слушайте каждый инструмент в отдельности, не звучит ли он мутно. Бочку почти всегда необходимо "осветлять" если, конечно, вы не сводите хип-хоп или рэп. Другие инструменты, потенциально требующие осветления — это томы, бас-гитара, пиано, акустическая гитара и арфа.
Звуковая "муть" обычно сосредоточена в районе 300 герц, хотя может находиться и в более широком диапазоне — от 100 до 800 герц. Будьте благоразумны, — если вы слишком сильно ослабите нижнюю середину, инструмент станет звучать тонко, так как именно здесь находится основа большинства звуков, так что всегда проверяйте, не утратили ли вы эту основу. Иногда внесенные вами изменения в АЧХ необходимо скомпенсировать увеличением усиления на низкочастотном участке спектра — в районе 40–60 герц.
Вырезание "раздражающей" середины (1000-5000 Hz): давите любые чрезмерно раздражающие частоты, расположенные в диапазоне от 1000-5000 герц. Обработка вокала, электрогитары и тарелок (включая хай-хэт) часто требует ослабления среднечастотной части спектра. Добротность контура при этом устанавливайте как можно более высокой, чтобы не разрушать среднечастотную часть звуковой основы и не получить в результате унылое удаленное звучание.
Если вы сомневаетесь, правильно ли выбрали полосу пропускания фильтра, начните с самой узкой и начинайте расширять ее шаг за шагом, слушая при этом, становится ли звук лучше. Поступая таким образом, вы непременно найдете именно ту ширину полосы пропускания, которая наиболее соответствует вашей задаче. Опять же, иногда необходимо компенсировать ослабление среднечастотной части спектра некоторым поднятием "верха", в особенности, обрабатывая звук малого барабана.
Степень компенсации зависит от стиля музыки — R&B, и некоторые виды рока традиционно требуют больше "хруста", чем музыка других стилей. Country, middle-of-the-road и folk могут звучать "мягче" и не требовать столь значительной коррекции.

Добавлено (14.01.2008, 05:24)
---------------------------------------------
Эквализация большого барабана
Звукорежиссеры часто пытаются получить один из трех типов барабанного звука:
"Мертвый глухой стук", характерный для барабанов с одним заглушенным пластиком и тяжелым предметом (кирпич, мешок с песком, основание микрофонной стойки) на корпусе или внутри него;
Резонансный звон, получаемый от барабана с двумя пластиками с небольшим отверстием в переднем;
"Унылый бум" от барабана с двумя пластиками без отверстий в них, характерный для рэпа, хип-хопа и техно.
Первые два типа имеют обычно избыток "мутной нижней середины" в районе 300 Hz — вплоть до 10 дБ — и подъем на несколько дБ верхне-средней части АЧХ (5000-6000 Hz). Третий тип тоже имеет небольшой избыток "мути" на 300 герцах и значительный подъем АЧХ в нижней части диапазона (от 40 до 100 герц). Можно слегка придавить и "верха", уменьшив тем самым нежелательную атаку звука.
Эквализация малого барабана
Звук малого барабана обычно имеет подъем в районе около 5000-6000 Hz, и, иногда, небольшой подъем в области 60-100 герц, позволяющий тонкому барабану звучать "жирнее". Иногда следует "прибрать" усиление на 300 герцах и уменьшить "шлепок" на частотах от 800 до 1000 герц для придания звуку барабана "округлости".
Эквализация хай-хэта
Прежде всего, необходимо убрать все, находящееся в нижней и средней части диапазона, что бы избавиться от "мусора", создаваемого бочкой. Если в вашем распоряжении есть фильтр ВЧ, вы можете использовать его, установив значение частоты среза в районе 300-700 герц, причем, это не отменяет использование эквалайзера для подавления "мусора" от ударной установки в целом.
Иногда неплохо добавить суперверха для получения чистого и яркого тембра и уменьшить уровень СЧ в диапазоне от 1000 до 4000 герц. Не забывайте при этом то, что было сказано о полосе пропускания фильтра СЧ — если вы выберете слишком широкую полосу подавления, результатом будет "унылый" шипящий звук.
Эквализация бас-гитары
При обработке звука некоторых бас-гитар необходимо убрать некоторое количество нижней середины (опять же — не переусердствуйте, иначе получите тонкий нечитаемый бас). Так же, часто необходимо поднять усиление в диапазоне около 2000 герц (значительно больше, чем вам кажется, когда вы находитесь в режиме "Соло"). Иногда хорошо бывает поднять "низ" около 40 герц для придания звуку плотной основы.
Эквализация гитары
Обычно при обработке звука гитары бывает необходимо лишь украсить его "поднятием" усиления в диапазоне от 3000 до 6000 герц и слегка опустить бубнящие 300 герц.
Эквализация вокала
Все голоса отличаются чрезвычайно. Принято не эквализировать вокал при записи по той простой причине, что в будущем будет сложно найти то же самое положение регуляторов при необходимости переписать фрагмент. Это прекрасно потому, что, в любом случае, голоса не эквализируют сильно — наше ухо наиболее чувствительно к звукам, лежащим в СЧ диапазоне, а именно там и находится АЧХ голоса.
Кроме того, наше ухо очень чувствительно к естественности звучания голоса, голос должен звучать лучше любого звука в мире, поэтому, важно эквализировать вокал как можно скупее — лишь немного убрать 300 герц, и так же немного 3000-4000 герц. Подъем АЧХ исходного сигнала в области верхней середины обусловлен не только гармонической структурой, присущей звуку, но, может быть и следствием применения при записи дешевого или просто плохого микрофона. Так же полезно использовать ВЧ фильтр с частотой среза 60 герц, что бы избавиться от любых низкочастотных шумов и призвуков.

Добавлено (14.01.2008, 05:25)
---------------------------------------------
Для пущего "кайфа" томы располагают полностью слева и справа, хотя иногда можно поместить их ближе друг к другу — так, как они расположены в барабанной установке. Флор том обычно помещают глубоко сбоку, однако, он вполне может оказаться в центре, по той же причине, почему в центр помещаются большой барабан и бас-гитара — они обладают мощным звуком и привлекают к себе много внимания.
При записи джазовой музыки бас может располагаться не только в центре, но и быть панорамирован в одну из сторон.
Почти всегда против правил размещение лидирующего вокала где-либо еще, кроме центра. Если вокал прописан двумя микрофонами, спет дважды или обработан каким-либо эффектом со стереозвучанием, голосовые каналы размещают слева направо — в диапазоне между 11:00 и 01:00.
Панорамирование бэк-вокальных треков всегда зависит от вокальной аранжировки. Когда у вас есть только одна партия бэков, вы не можете поместить ее в центре, так как там уже присутствует основной голос. Глубокое панорамирование бэк-вокала в одну из сторон тоже является ошибкой, потому что делает ваш микс несбалансированным.
Солирующее фортепиано обычно записывается стереопарой и панорамируется. Низкие стринги панорамируются налево, высокие — направо — именно так они расположены на фортепианной клавиатуре. Это, вероятно, самое строгое правило панорамирования. Вам лучше застрелить пианиста до записи, чем поместить высокие звуки фортепиано в левый канал!
Панорамирование гитар основано на тех же принципах. Часто оно продиктовано необходимостью размещения в миксе "чего-нибудь еще" — для уплотнения. В этом случае можно уплотнить звук гитары, стереофонизировав его. Духовые и стринги тоже лучше стереофонизировать. Для этого можно использовать при записи несколько микрофонов, или записать их партию дважды, на разные треки. На худой конец, можно использовать временную задержку. В случае, когда микс достаточно заполнен, эти инструменты не следует максимально разводить по панораме — вполне достаточно будет "частичного стерео" или даже моно.
Такие эффекты, как задержка, флэнжер, хорус фэйзер, гармонайзер, ревербератор могут быть панорамированы независимо от инструментов, от которых эти эффекты произведены.
И что же в перспективе?
Все миксы в мире созданы при помощи всего четырех инструментов — громкости, эквализации, панорамирования и эффектов. Все, что вы делаете с ними — это их подбор. Фокус в том, чтобы использовать оборудование для улучшения, подчеркивания, оттенения, создания драматургии, — или просто для того, чтобы не мешать музыке жить своей жизнью — независимо от стиля самой музыки. И путь создания этого баланса только один — искусство сведения. Как музыканты изучают искусство создания музыки, так и звукорежиссеры должны изучать технологию и имеющееся оборудование, что бы владеть искусством звукозаписи.
Разные люди по-разному представляют себе, что такое "искусство". Однако вы сами для себя должны уяснить, что же это такое. И только тогда начинайте творить!

 
turbolifeДата: Среда, 16.01.2008, 14:36 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Репутация: 3
Статус: Offline
Использование эквалайзеров

Oчень часто на вопросы об использовании эквалайзеров отвечают частными советами типа «вырежи муть на 700 Гц» или «добавь презенса на 1200 Гц». Такие советы, к сожалению, практически не пригодны для реальной работы и больше вводят в заблуждение, нежели помогают.
Чтобы понять суть частотной коррекции, надо изучить физическую сторону вопроса, для чего советую обратиться к соответствующим теоретическим статьям М. Чернецкого, И. Алдошиной и др. в журнале «Звукорежиссер».
Здесь же речь пойдет о практическом использовании эквалайзеров.
Процесс частотной коррекции (эквализации) можно условно разделить на две части: техническую и художественную.
Техническая эквализация
Смысл технической эквализации в том, чтобы устранить «частотные» конфликты между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и, в частности, с эффектом слуховой маскировки (физиологическая природа этого эффекта описана в вышеупомянутых статьях).
Суть же эффекта такова: если имеются два источника звука с похожими (перекрывающимися) спектрами и один звук громче, чем другой, то мы перестаем слышать более тихий звук.
Яркий пример — разговор в метро: когда мимо проходит поезд, то в какой-то момент мы перестаем слышать, что говорит собеседник, то есть шум поезда, перекрывающий спектр человеческой речи, становится намного громче, и мы не слышим голоса собеседника.
То же самое происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с проблемой, когда по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе получается каша. Эта самая «каша» и есть результат слуховой маскировки — в акустической музыке, где возможности коррекции минимальны и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой.
В электронной музыке, где нет «устоявшихся» звуков, а эквалайзеры и темброблоки стоят на каждом шагу, постоянно возникают «частотные конфликты» между инструментами. Основная задача технической коррекции как раз и состоит в разрешении этих самых «частотных конфликтов».


administrator...
 
turbolifeДата: Среда, 16.01.2008, 14:37 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Репутация: 3
Статус: Offline
Главные принципы:1. Любой EQ менее заметно работает в минус, чем в плюс, поэтому всегда старайтесь вырезать, а не поднимать.
2. Так как слуховая маскировка — явление бинауральное, то панорамирование никак не может решить частотные конфликты. Поэтому коррекцию следует делать только в моно. Если зазвучит хорошо в монорежиме, то и в стерео будет звучать не хуже…
3. Решение частотных конфликтов проще делать «по парам» инструментов. Без определенной слуховой тренировки очень сложно определить в «общей каше», с какими именно инструментами возникают проблемы.
Человеческий слух в чем-то можно сравнить с работой спектроанализатора. Спектроанализатор показывает суммарный спектр всех инструментов на определенной частоте, а мы на этой частоте слышим только самый громкий звук, и наша задача — убрать все лишние частоты с инструментов, чтобы каждый звучал в своей частотной «нише».
При этом не важно, что по отдельности инструменты могут начать звучать плохо, важно — как они будут звучать вместе! Поначалу в этом анализе может помочь пороговый спектроанализатор (например, DOD RTA или программный Spectralab с правильными настройками). Во всяком случае, по нему всегда можно увидеть, на каких частотах происходит «перекрывание» спектров, и определить, какие частоты и у какого источника надо вырезать. Я ни в коем случае не призываю сводить «по спектроанализатору», сводить всегда нужно, опираясь только на собственные уши, но на начальном этапе обучение с помощью спектроанализатора — реальное подспорье.
Как уже указывалось выше, проще всего решать частотные конфликты «по парам» инструментов. Рассмотрим «классические пары».
Большой барабан и бас-гитара. Его спектр — довольно широкополосный (за счет «щелчка») с явно выраженным «горбом» в районе 70…200 Гц. Спектр бас-гитары почти линеен в диапазоне от 42 до 1000…1500 Гц. Как видим, налицо явное перекрытие спектров. Откройте на пульте каналы большого барабана и бас-гитары, выставьте примерный баланс, после этого отключите канал баса и запомните, как звучит большой барабан. После этого включите бас и внимательно слушайте, что произошло со звуком большого барабана в НЧ-области. Следует проделать этот эксперимент (закрывание-открывание баса) несколько раз, чтобы определиться точно, что произошло. Как правило, у большого барабана начинает пропадать НЧ-эффект, так называемый «пинок». Это как раз «заслуга» бас-гитары.


administrator...
 
turbolifeДата: Среда, 16.01.2008, 14:39 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Репутация: 3
Статус: Offline
Решение данного конфликта обычно заключается в вырезании определенной частоты из баса, чтобы освободить «частотное окно» для НЧ-составляющей звука большого барабана. Можно попробовать сделать небольшой вырез (3…5 дБ) в спектре бас-гитары начиная с 50 Гц и смещать его до примерно 200 Гц. Вы услышите, что в какой-то момент большой барабан начнет «полновесно» звучать на самых низах. Здесь главное — не перестараться с «обрезанием» баса, иначе получим весьма выхолощенное звучание микса на низах.
Кстати, известное выражение «большой выше баса» или «большой ниже баса» имеет под собой весьма разумное физическое объяснение.
Одна из типичных ошибок начинающих звукорежиссеров — попытка решения этого конфликта путем подъема 70…150 Гц на большом барабане, в результате чего он станет звучать нормально, но будет «не в балансе». Делая большой барабан тише («сажая» его в баланс), мы «проваливаем» остальной спектр его и только усугубляем конфликт.
Бас и гитара
Это еще одна пара инструментов с перекрывающимся спектром — и источник грязи в миксе. Как мы знаем, спектр бас-гитары начинается от 42 Гц, спектр гитары, соответственно, от 84 Гц. Конечно, спектр бас-гитары «более басовый», но все равно перекрытие будет довольно значительное.
По аналогии с большим барабаном и басом открываем канал баса и канал гитары. Включая и выключая канал гитары, слушаем, что же происходит со звуком бас-гитары. Обычно получается «каша» и невнятность звучания в нижней середине, это как раз «перекрытие спектров» в районе 150…400 Гц.
Типичное решение конфликта — обрезание шельфовым фильтром низов у гитары. Тем самым освобождается «частотная ниша» для баса. Попробуйте настроить шельф на гитаре на 150 Гц и постепенно повышайте частоту среза — в какой-то момент станет слышно, что бас и гитара как бы «разделились» и грязи стало намного меньше.
Не нужно пугаться того, что в результате этой операции гитары остались практически «без низа», — так и надо. Послушайте старый рок — они там все так (немного пискляво) звучат. А современное «низкое звучание» гитар достигается не подъемом на 300…400 Гц, а понижением музыкального строя. Если мы оставим отрезок диапазона 200…400 Гц гитарам, то для баса места в миксе практически не останется.


administrator...
 
turbolifeДата: Среда, 16.01.2008, 14:40 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Репутация: 3
Статус: Offline
Вокал
Голос — это главный инструмент! Он всегда должен быть отчетливо слышен и «закрывать» его ничто не должно. У многих начинающих звукорежиссеров возникают большие проблемы с «втискиванием» голоса в готовую фонограмму. На самом деле это делается очень легко, несмотря на то что спектр голоса меняется во время пения, редко какой исполнитель имеет певческий диапазон более полутора октав. Поэтому условно голос можно считать инструментом со статическим спектром.
Базовая частотная «дырка» под голос находится на частоте 600 Гц (при добротности эквалайзера в одну октаву). Этот вырез необходимо сделать во всех инструментах, которые звучат одновременно с голосом (бас, риффовые гитары, клавиши), за исключением барабанов.
Я всегда изначально делаю при записи вырез на 600 Гц, и если голос все равно конфликтует с чем-то, то можно сделать небольшой вырез октавой выше, на 1200 Гц, обычно это снимает все проблемы.
Немного «технологических тонкостей»: мало кто знает, что классический темброблок в гитарном комбике (bass/middle/treble) является пассивным, то есть всегда работает вниз, на вырезание, и когда все ручки стоят в «ноль», то мы имеем в АЧХ этого комбика три глубоких выреза.
Обычно частоты регулировок примерно таковы: BASS 100…200 Гц, MIDDLE 600 Гц, TREBLE 1200…2000 Гц. Обратите внимание, что ручка MIDDLE как раз заведует частотой «голосовой дырки» (кстати, ручкой BASS легко решается частотный конфликт с басом). Поэтому когда вы пишете риффы, которые будут звучать одновременно с голосом, то можете смело поставить MIDDLE в «ноль», и проблем потом будет меньше. А если вы записываете гитарное соло (то есть вокальное «окно» свободно), то можете этот самый MIDDLE «добавить по вкусу». Но следует учесть, что не у всех современных комбиков MIDDLE соответствует 600 Гц, у Randell, Peavey бывают и другие значения, то есть надо обязательно проверять!


administrator...
 
turbolifeДата: Среда, 16.01.2008, 14:41 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Репутация: 3
Статус: Offline
Клавишные
Они в силу своей специфики могут иметь какой угодно спектр звучания, и, соответственно, конфликтовать со всем, начиная от большого барабана и заканчивая тарелками. Клавишные партии лучше «по отдельности» проверить на совместимость с большим барабаном, басом и гитарами, не забывая при этом «выстричь» вокальные 600 Гц.
При не очень умной аранжировке, когда клавишные начинают играть в одной тесситуре с гитарами или дублировать их партии, приходится клавишные «корежить» эквалайзером настолько сильно, что от них в финальном миксе может почти ничего не остаться.
Тарелки
Их спектр обычно лежит выше спектра гармонических инструментов (от 1000 Гц и выше). Но при микрофонном съеме в спектре тарелок может быть достаточно много НЧ/СЧ-составляющих, которые приведут к конфликтам с басом, гитарой или клавишными. Поэтому целесообразно «подрезать» шельфом средние частоты у тарелок. Попробуйте начать с частоты среза 800 Гц и двигаться выше. Но опять же не переусердствуйте в этом, иначе тарелки начнут звучать «ядовито» и неестественно.
Малый барабан
Его спектр — самый широкий. Он как бы «перебивает» во всех смыслах все остальные инструменты, и никаких окон под него освобождать не нужно. Но есть одна тонкость с коррекцией малого барабана. Классический 14" барабан имеет почти линейный спектр с характерным «горбом» примерно на 200…300 Гц. Это собственный резонанс барабана, и этот горбик лучше убрать — впоследствии намного проще будет «посадить» его в микс. Опять же в «разреженном» миксе с минимумом инструментов этого можно и не делать.
Вот, собственно, и все по минимуму. В результате технической эквализации мы должны получить «картинку», свободную от частотных конфликтов, все инструменты должны быть в балансе, отчетливо «читаться», и явной «грязи» быть не должно.


administrator...
 
turbolifeДата: Среда, 16.01.2008, 14:43 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Репутация: 3
Статус: Offline
Художественная коррекция
Теперь давайте наведем лоск на то, что у нас получилось. Вот здесь как раз и пригодятся советы типа «убираем муть» и «добавляем презенса».
Большой барабан
У него обычно корректируют НЧ-составляющую (пинок) и ВЧ-составляющую (щелчок). Низкочастотная «телесность» в звуке большого барабана может быть «попсовой», с явно выраженным узким резонансом на 60…150 Гц, или «рокерской» с довольно «плоским» горбом от 60 до 200…300 Гц — это все дело вкуса.
Высокочастотной составляющей (щелчка) в живом большом барабане обычно недостаточно и ее приходится добавлять. Добавляют этот «щелчок» обычно в пределах 5000…8000 Гц, а если его делать ниже, то он может залезть в «гитарные» частоты.
Но обратите внимание — щелчок обычно добавляют после того, как вся картинка уже готова. На исходном звуке очень сложно угадать, в какой зоне и в каком количестве нужно делать этот самый щелчок.
Бас
Попробуйте что-нибудь вырезать в диапазоне 150…400 Гц, обычно на этих частотах у баса находятся «уханья» и «буханья». Также для лучшей «читаемости» басовой партии обычно добавляют «струны» (презенс) на 1000…1500 Гц, но это тоже лучше делать уже на готовой «картинке».
Гитары
На мой взгляд, хороший гитарный трек не нужно трогать, он и так нормально звучит. Можно подрезать низы и все. Иногда для «остроты» звучания добавляют немного в области 1200…3000 Гц или что-нибудь вырезают в этой зоне, но только если гитара звучит слишком «ядовито». Обратите внимание — у гитар ничего не нужно поднимать на частотах выше 3,5 кГц — ничего, кроме «зуда» и «жужжания», вы оттуда не вытащите! Частоты выше 3,5 кГц тщательно подавляются «кривыми» трансформаторами и гитарными динамиками, и стоит ли их после этого вытаскивать обратно?
Вокал
Коррекция голоса — самое опасное занятие. Очень просто сделать его в результате «плоским», «резким» и «неестественным». Подумайте как следует, прежде чем что-то в нем поправлять. Если вам не нравится звучание голоса, то стоит заменить вокальный микрофон!
Обычно эквализация вокала заключается в аккуратном подрезании шельфом излишних низов (частота среза в районе 300…400 Гц). Зачастую возникает необходимость сделать голос «поярче», чтобы отделить его от остальных инструментов, но корректно делается это не эквалайзером. Классический способ «заострить» голос — это записать его на ленту с включенным Dolby, а воспроизводить — без него. Этот способ применялся на очень многих «рокерских» записях. А если запись полностью цифровая, то можно применять спектральные процессоры типа Dolby 740 или вполне может подойти Digilab Activator.
Более подробно об использовании приемов «технической» и «художественной» эквализации для музыки разных стилей и жанров я расскажу в следующем материале.


administrator...
 
Форум » DJ's » Делаем музыку » Мастеринг (для чайников)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz